Детский сад №34 г. Азова группа №11 «Зеленый островок»

« Капризы и упрямство у дошкольников»

 Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на капризы, а иногда на упрямство, а бывает и то, и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребенка в разном возрасте.

Капризы и упрямство – это отрицательная реакция ребенка на требования и уклониться от выполнения обязанностей, поручений.

Капризный ребенок - это балованный, непостоянный, неустойчивый, склонный к неожиданным переменам в желаниях ребенок.

Упрямство - способ заявить о себе, своих желаниях, чувствах. Настойчивость,  категоричность и «упертость», нежелание слышать и понимать другого, считаться с интересами, возможностями, желаниями других людей и требованиями ситуации.

Упрямый ребенок - это ребенок неуступчивый, несговорчивый, своевольный, непокорный, стремящийся поступать по своему и добиваться своего.

Отличия

1. а) Упрямство свойственно детям энергичным, достаточно «сильным духом», с высокой самооценкой, детям активным, имеющим собственное мнение и способным его отстаивать.

б) Капризы свойственны более слабым детям, более зависимым от взрослых.

Они менее уверены в себе, не умеют отстоять свою точку зрения, не владеют необходимыми умениями. Цели добиваются нытьём и капризами.

2. а) Упрямец проявляет свое упрямство только в ответ на требование взрослых.

б) Капризный ребенок начинает ныть и кукситься по любому поводу. Он, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

3. а) Для «упрямца» главное – не уступить, и он рад, когда от него отстают.

б) «Капризуля», скорее стремится добиться еще большего внимания.

4. а) У упрямца всегда есть свое мнение. Любимое выражение «Я хочу!»

б) У капризного – «Я не хочу!» Он отказывается от всего, практически никогда не предлагая своего варианта.

Причины

1. Неправильное поведение взрослых

• Бесконечные запреты помощи по дому: мытье посуды, уборка комнат,стирка, глажка, приготовление  пищи и т.п. Родители устанавливают их из-за нехватки времени или опасения травмы, а потом, в более старшем возрасте, требуют от детей помощи.• Отсутствие внимания, равнодушие (занятость собой), минимум общения с ребенком.• Учет только своего мнения, преподнесение готовых инструкций, лишение развития у ребенка самостоятельности в принятии решений: когда вставать, что надевать, как поддерживать порядок в своих вещах и своей комнате,  самому выяснить отношения с братом, сестрой и т.п.• В требованиях не учитывают индивидуальных особенностей, характера потребностей, интересов, умственных и физических возможностей детей.• Не выполнение обещаний.• Неустойчивость решений (вчера одно, а завтра другое).• «Правила игры» в семье расходятся с «правилами», принятыми в обществе.• Избалованность ребенка, отсутствие подчинения старшим.• Непоследовательность – сегодня запрещают то, что вчера разрешали.• «взрослое» и «здоровое» поведение ребенка не подкрепляется словами: «мамин защитник», «рыцарь», «папина помощница» и т.п.• Отсутствие единства в подходе к воспитанию.

2. Реакция ребенка на

• непонимание его взрослыми (собрать игрушки в разгар игры);• его непонимание взрослых (что хотят от предложенной деятельности – каков её результат). В итоге: обида, злость, гнев, делает «назло»;• недомогание, заболевание;• голод;• недосыпание;• отсутствие внимания;• вмешательство взрослых в его деятельность и лишение самостоятельности;• боязнь ошибиться;• чувство своей неполноценности рядом с «образцово-показательными» родителями;• борьбу родителей с их упрямым поведением.

 

3. Несогласованность воспитательных воздействий педагогов детского сада и родителей.

4. Ссоры, конфликты, неуважительное отношение взрослых друг к другу.

 

5. Биологические особенности функционирования центральной нервной  системы

• родовые травмы,• асфиксия новорожденных,• тяжелые инфекции.

6. Возрастные кризисы 3-х и 7-и лет.

Капризы бывают:

а) Временные

• Перегрузка новыми впечатлениями, приводящая к перевозбудимости;• болезнь и период выздоравливания;• реакция на неудобства, на скованность одеждой, перегрев и т.п.;• реакция на вмешательство в игру (спровоцированный). Пример: Неожиданно мама приказывает прекратить игру и идти мыть руки к ужину.

б) Истинные  (требование ребенком адекватного воспитания от родителей)

• Хочет в автобусе сидеть у окна, а кондуктор объясняет, что мест нет;• красивый, способный, и развит не по годам, но сверстники, почему-то этого не замечают.

Условия предупреждения капризов и упрямства у детей

1. Правильная организация жизни ребенка.2. Щадить привычки и желания ребенка, если они не являются совершенно  неприемлемыми или опасными для него самого или окружающих.3. Не быть равнодушными к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, быть эмоционально близкими ему.4. Учитывать возрастные особенности ребенка, когда и какие требования посильны.5. Во время болезни сочетать уступчивость с разумной требовательностью. Каприз не должен стать формой поведения здорового ребенка.6. Давать возможность развивать физические навыки: больше двигаться, предоставить ребенку разумную свободу для того, чтобы он сам мог набираться опыта в различных ситуациях, и не отрывать его без необходимости от игры.7. Если ребенок занимается опасным делом, то не применять силу, а быстро и решительно переключить его внимание на что-то другое, что разрядит напряжение.

Методика воспитания капризных и упрямых детей

Если упрямство – результат излишней тревожности родителей, оно возникает на фоне постоянного стресса, в условиях которого вынужден находиться ребенок, то капризы – следствие чрезмерной уступчивости. Соответственно различными будут и способы преодоления этих внешне похожих, но очень разных нарушений поведения.

Справиться с упрямством значительно легче

Уважение к ребенку, признание его как личности, здравый подход к каждой конкретной ситуации, в которой прослеживается упрямство. Изменится позиция взрослого – изменится и поведение ребенка.

Иначе обстоит дело с капризами

Капризный ребенок растет в атмосфере потакания всем его желаниям. Он не встречает отказа даже когда это необходимо. Родителям легче уступить ребенку. Это прекращает сиюминутный каприз, но капризность, как форму поведения, закрепляет. Чтобы преодолеть эту черту характера ребенка, требуется огромная настойчивость и терпение.

Нужно научиться спокойно относиться к крику ребенка. Лучше всего оставить его в покое, ведь бурная сцена рассчитана на зрителей.

Взрослым необходимо изменить свое поведение, вырваться из зависимости от капризного ребенка. Малыш должен усвоить, что нельзя – это нельзя, а надо – это надо.

Формировать у ребенка адекватные способы поведения, т.е. научить его хотеть что-то конкретное и применять собственные усилия, чтобы удовлетворить свое желание, выработать настойчивость в достижении цели, научить преодолевать трудности, развивать активность и самостоятельность, которая у таких детей обычно не развита.

Самое сложное – сделать все так, чтобы ребенок воспринял это как удовольствие, радость, а не как наказание. А основной источник радости – совместная деятельность со взрослым.

Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми и сверстниками, включить их в общее дело и увлечь. Капризуле полезно быть среди сверстников. Если маму легко разжалобить, то со сверстниками такой номер не пройдет.

Поощрять самостоятельность ребенка, предлагать ему самому сделать что-то интересное. При этом незаметно помогать малышу и радоваться вместе с ним. Самостоятельность воспринимается как важная, ранее не доступная привилегия. Этим надо воспользоваться. Поддержать уверенность в ребенке, что ему очень полезно, ведь ему доверили…

Стоит только приложить старание и преодолеть привычку все делать за ребенка – и тогда легко будет его заинтересовать, а затем и развивать нужные умения.

Что надо делать, когда дети упрямятся и капризничают?

• Выяснить причину и, по возможности, устранить ее.• Не проявлять упрямство самим.• Если желание нереалистичное, то не отговаривать, а признать право ребенка на его желание, согласиться - это его обрадует, и он будет расположен к диалогу побывать в стране фантазий, помечтать.• Реальное желание можно выполнить, определяя конкретное время, но договор не нарушать.• Установить четкие рамки запретов (немного) и строго их придерживаться.• Не фиксировать внимание на упрямстве, «не помнить зла».• Найти ребенку интересное занятие.• Хвалить не столько за конечный результат, сколько за старание.• Подкреплять (награждать) желательное и наказывать за плохое поведение по   принципу «здесь и сейчас» с помощью «штрафа» и «наряда вне очереди».• Дать ребенку отдохнуть, побыть одному.• Переключить на другую тему или «озадачить»: «Никакого шоколада, можешь  съесть яблоко или морковку».• Проявить сочувствие, приласкав, предложив выбросить «капризки» за окно.• Рассказать о своих чувствах, возникших при его капризах, подчеркнув, что  родители любят ребенка всегда и всякого, но его поведение им не нравится.• Проявить гибкость, отказаться от категоричности, предложить компромисс. Пойдем гулять в парк или во двор.• Предложить поменяться ролями, предварительно обсудив мотивы поведения каждого участника конфликта.• Изменить форму обращения, вместо приказа или запрета использовать  просьбу или обращение за советом.• Доходчиво объяснить смысл предъявляемых требований, соответствующих возрасту.• Дать достаточное количество времени на выполнение задания, окончание игры.• Составить договор (контракт) с конкретным перечислением взаимных обязательств.• Перестать баловать, не покупать лишних игрушек.• Воспитывать собственным примером, вдохновлять, создавать ситуацию  успеха, воодушевления.• Последовательно передавать ребенку ответственность за решение тех проблем, которые он в состоянии решать самостоятельно.• Увеличить время «чистого» общения с ребенком.• Обращаться «на равных», заменив «Ты-высказывания» «Я- высказываниями», «У меня болит голова, я думаю, что твое шумное  поведение тому причина, и в следующий раз, если это повторится, мне  придется забрать у тебя эту игрушку».• Излагать свои требования максимально конкретно: «Почисти зубы», «Собери игрушки» и т.п., вместо «Будь аккуратным, послушным» и т.п.• Рассказать ребенку о негативном влиянии капризов на здоровье, характер, отношение к нему окружающих.

Выяснить, насколько упрям Ваш ребенок поможетпредложенная анкета.

Упрям ли Ваш ребенок? (анкета для родителей)

Наблюдаются ли у ребёнка дома и в детском саду следующие признаки?

Поставьте знак «+» напротив тех высказываний, с которыми Вы согласны.

1. Ваш ребенок левша.2. В ответ на обычные распоряжения, просьбы делает все наоборот.3. Не подчиняется правилам в коллективной игре.4. Отказывается даже от интересной для всех деятельности.5. Говорит часто слова «Я хочу или я буду!».6. Любит быть первым, командовать, навязывает свою игру или желания детям.7. Повторяет многократно одну и ту же просьбу, что окружающие теряют терпение.8.Рисует многократно повторяющиеся элементы.9.Злится, если не достигает своего.10.На критические замечания реагирует негативизмом (делает назло).11.Переспорить его трудно (не желает слышать и понимать другого). Его главная заповедь - не уступить!12.В своей настойчивости и «упертости» не считается с интересами и  возможностями взрослых, ни с требованиями ситуации. (П: На улицехолодно, а ребенок отказывается надевать шапку).13.Если он не знает ответ на Ваш вопрос, то переводит тему, либо замыкается.14.Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.15.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.16.Часто не по возрасту ворчлив.17.Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.18.Всегда имеет свое мнение.

Если общее число баллов (плюсов):

14-18 – у Вашего ребенка высокая степень упрямства. В воспитании придерживайтесь рекомендаций из консультации «Капризы и упрямство у  дошкольников». Если изменений не произойдет, обратитесь к специалистам: психологу, неврологу.

6-13 - ребенок проявляет упрямство время от времени. Обращайте внимание на причины упрямства и своевременно находите выход из создавшейся ситуации.

1-5 – низкая степень упрямства, причин для беспокойства нет.

У левшей очень часто развито упрямство, т.к. доминирует правое полушарие.

Насколько капризен Ваш ребенок (тест для родителей)

За каждый ответ «а» - поставьте 1 балл, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.

1. Вечером на Ваше замечание: «Пора собирать игрушки и ложиться спать» ребенок обычно реагирует…

а) Как и положено – тут же собирает игрушки и идет стелить постель.

б) Нытьем: «Ну, мам, еще 5 минуточек!», но потом убирает игрушки и идет спать.

в) Никак не реагирует. Я сама собираю игрушки, раздеваю его и укладываю в  постель.

 

2. В песочнице Ваш малыш возится с другими детьми, при этом он…

а) Играет на некотором отдалении от детской компании, а если кто-то берет его  игрушки, предпочитает не конфликтовать.

б) Вместе со всеми дружно строит башню и лепит куличики.

в) То и дело дерется с детьми за право обладания машинкой или лопаткой.

 

3. Пора возвращаться с прогулки. Как Вы зовёте ребенка?

а) «Малыш, пойдем домой!» - и неторопливо, чтобы ребенок успел собрать игрушки и догнать Вас, идете в сторону дома.

б) «Малыш, через 5 минут пойдем, заканчивай игру».

в) «Малыш, пошли домой.  Уже пора. Твои игрушки заждались тебя. Дома я дам  тебе конфет».

 

4. Сегодня на обед – нелюбимый молочный суп. Как Вы заставите ребенка поесть?

а) Скажете: «Чтобы через 10 минут суп был съеден». Малыш давится, но ест.

б) Вообще не будете заставлять.

в) Суп ест с уговорами, песнями и плясками. В процесс включается вся семья.

 

5. Вы купили ребенку новые пазлы. Малыш пытается сложить, но у него не получается. Его действия?

а) Вздохнув, отказывается от мысли собрать картинку и переключается на что-то  другое.

б) Пыхтит, закусив губу, старается сложить. Если ничего не выходит, бурчит:  «Все  равно завтра соберу».

в) Жутко злится, бьет по коробке с пазлами кулаком, в ярости разбрасывает их по  комнате.

 

6. Вечером у Вас жутко разболелась голова, и Вы просите малыша играть тише.  Он…

а) Тихо играет в уголочке.

б) Старается не шуметь, но иногда, забывается и кричит.

в) Шумит, как обычно. Но Вас это не раздражает: он ребенок и пока ему слишком трудно сдерживать эмоции.

 

7. Знакомые обычно говорят про Вашего ребенка:

а) «Надо же, какой послушный!»

б) «Надо же, какой веселый и общительный малыш!»

в) «Надо же, какой шустрый, настоящий непоседа!»

 

Подсчет результатов:

7-11 баллов

Вы переусердствовали с воспитанием. Ваш малыш проявляет чудеса послушания. Подумайте, как он будет жить во взрослом мире? Безынициативным, пасующим перед трудностями, боящимся ответственности. В семье каждый имеет свое мнение. Станете лояльнее и Вы заметите, как расцветет Ваш малыш.

12-17 баллов

Поздравляем! Вы – идеальные родители! Можно только позавидовать Вашему малышу. Он растет счастливым, контактным и уверенным в себе ребенком. Знает, что такое «можно» и «нельзя», умеет преодолевать трудности и ладить с людьми. Так держать!

18-21 балл

Вы опасаетесь оказаться чересчур строгими родителями. И часто неоправданно балуете своего ребенка, разрешая ему буквально все. Не бойтесь проявлять твердость – иногда это необходимо. Своими капризами ребенок хочет «нащупать» рамки дозволенного – дети так устроены, что им нужна четкая система координат: это хорошо, это плохо, это можно, это нельзя. Вы же ежедневными послаблениями просто выбиваете у него почву из-под ног – и малыш в итоге становится еще более капризным,привыкая всего добиваться слезами и истериками. В маленьком возрасте Вы сможете откупиться от него конфетами или машинкой, но, со временем его запросы будут расти и Вам будет нелегко угодить ему.

30 марта 2024 в 11:22

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.