Детский сад №34 г. Азова группа №11 «Зеленый островок»
«Безопасность детей в быту»Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей детей, которые сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Поэтому возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни.Если ребенок находится дома, это вовсе не означает, что он вне опасности. Даже если ребенок спокоен и проявляет незначительный интерес к окружающим предметам, необходимость мер предосторожности от получения ребенком травмы должна присутствовать. Во-первых стоит подчеркнуть, что ребенка в возрасте до 7 лет не следует одного на длительное время оставлять дома, он должен находиться под присмотром взрослых. Если же родители всё - таки оставили ребёнка одного дома, они должны создать ему все условия, чтобы ему не было скучно, чтобы он либо играл, либо смотрел детские фильмы, читал книги. Если же ребенка не обеспечить любимым занятием, игрой, то он все равно найдет для себя занятие, которое будет вызывать у него интерес в независимости от того опасно это для жизни или нет. Как только ребёнок начал передвигаться по дому, у него появилась возможность не только исследовать окружающий мир, но и что-то на себя опрокинуть, перевернуть, порезаться об острые предметы, с разбегу налететь на выступающие углы мебели, ради развлечения включить газ или воду. Очень опасны дома,да и в детском саду незакрепленные к стене стеллажи (или шкафы) с книгами, посудой. Играя, ребенок может схватиться за полку и свалить на себя все, что располагается на стеллаже. Поэтому все шкафы и стеллажи в доме и детском саду должны быть прикреплены к стене специальными кронштейнами, чтобы их невозможно было опрокинуть или раскачать! Лучше убрать с верхних полок шкафов тяжелые предметы, даже если они закреплены. Никто не может гарантировать, что коробка, ваза или какой-то другой увесистый предмет не упадут с верхней полки именно в тот момент, когда ребенок будет находиться рядом. Полезными будут такие приспособления безопасности для детей: ограничители на ящики и дверцы шкафов, чтобы ребенок не смог самостоятельно их открыть, мягкие уголки для углов стола или других предметов мебели. Для того, чтобы коврики, лежащие на полу, не скользили, когда малыш бегает по дому, можно прикрепить противоскользящие прокладки на обратную сторону покрытия. Очень опасными являются открытые окна и незастеклённые балконы. Возможность забраться на подоконник при открытом окне порой оборачивается трагедией. Ещё одна опасность- это электричество. Эта опасность давно всем известна, но с печальной регулярностью дети добираются до розеток и получают удары током. Потому на розетки нужно ставить специальные заглушки, чтобы малыши не могли засунуть туда пальцы.
В тех квартирах или домах, где используется бытовой газ, всегда есть вероятность, что ребенок может включить вентиль и произойдет утечка газа. Этого не случится, если вентили будут размещены так, что малышам до них невозможно будет добраться.
Чаще всего трагические происшествия случаются на кухне. В первую очередь опасность представляют острые и режущие предметы: кухонные ножи, вилки. Один из родителей готовит еду, а рядом крутится ребенок. Взрослый только положил нож на стол, а малыш, схватив его, — наутек в коридор. Пока он бежит, а родитель догоняет, ребенок падает и натыкается на нож. Опасность представляют также иголки, бритвы, инструменты (отвертки, шила) и даже деревянные зубочистки. Кстати, предмет не обязательно может быть острым. Любые мелкие предметы, которые ребенок способен взять в рот и проглотить, потенциально опасны. Большую опасность представляют для детей лекарства,средства для мытья посуды и уборки помещения. Они могут вызвать раздражение слизистой глаз, ожоги поверхности кожи, отравление. Дети видят, как взрослые принимают лекарства, и для них это - сродни употреблению конфет, только не детских, а взрослых. Мало того, многие лекарства имеют форму драже, которая привлекает детей. В итоге ребёнок без страха может наесться таблеток.Особые меры предосторожности необходимы для хранения средств от мышей, насекомых, грибков, сорняков и т.д.; они должны храниться в недоступном для детей месте! Все эти правила должны соблюдать и родители дома, и воспитатели в детском саду. И не в коем случае не должны оставлять детей без присмотра. Образовательная деятельность по обучению детей нормам и правилам безопасного поведения в быту должна быть интегрированной и соединять различные направления. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными обстоятельствами, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях. Чтобы обезопасить детей от нежелательных ситуаций недостаточно запретить детям дотрагиваться до этих опасных предметов или прятаться от них, нужно расширять представления детей об этих предметах, учить правильно ими пользоваться. Дошкольникам не нравятся строгие назидания и поучения. Более эффективный способ воздействия на них - художественное слово. Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев.Очень интересными будут для детей авторские сказки Татьяны Андреевны Шорыгиной «Осторожные сказки»,которые помогут научить детей безопасному поведению дома, на улице, у воды, в лесу, при встрече с животными, словом, везде, где подстерегают опасности. Предметно-развивающая среда должна включать уголок безопасности, дидактические, настольно-печатные, сюжетно-ролевые игры, познавательную, методическую литературу, и иллюстрированный материал. Привлечение родителей к совместной работе также обеспечивает возможность достижения успеха по овладению детьми необходимыми правилами и навыками раздела «Безопасность».Эмоционально-образное изложение материала должно находить своё отражение в продуктивной деятельности (рисовании, лепке, конструировании) и в немалой степени – в процессе свободной самостоятельной деятельности детей. Работая с раскрасками, играя в игры, дети учатся правильно себя вести – вовремя распознавать опасных людей и ситуации дома и на улице. И, конечно же, эффективность обучения детей безопасному поведению в быту зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители и воспитатели осознали, что нельзя от ребёнка требовать какого то правила, если они сами его не соблюдают. Мы должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их. 16 апреля 2021 в 17:22
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.